Распространенная ошибка очень многих руководителей детских центров – неправильный выбор места расположения. Тут играют свою роль многие факторы: выбор района, логистика, арендная ставка, наличие конкурентов, соответствие самого помещения требованиям СанПина…
Сначала надо изучить район, в котором вы планируете открыть детский клуб (и желательно не только в Яндекс-картах). Лучше всего пешком походить, потому что только так вы узнаете то, чего нет в интернете. Не все ваши конкуренты имеют сайты и отмечены на картах. Неожиданно для себя вы можете обнаружить в соседнем доме (а может быть и соседнем подъезде) детский клуб, у которого точно такой же набор услуг как у вас, а цены в два раза меньше тех, что предполагаете установить вы. Может быть, вы собираетесь открыть студию балета, а рядом будет располагаться Академия хореографии (бывает и такое).
Часто будущий владелец клуба или детского сада думает примерно так: «Тут спальный район, детей живет много, будет много клиентов. Все пойдут к нам!» Но этого почему то не происходит. Дело в том, что район, мягко говоря, не очень платежеспособный и состоящий в основном из пятиэтажек. Да, район большой и в нем нет практически ни одного детского клуба – казалось бы, идеальный вариант для открытия вашего детского центра. Но задайте себе вопрос – почему клубов до сих пор там нет? Да просто здесь очень мало детей, живут в основном люди среднего или старшего возраста, поэтому и детских центров нет. Всю эту информацию надо узнавать заранее!
Следующий вариант: новый жилой комплекс, в котором живут молодые семьи с детьми. Случай из жизни: район в новой Москве, огромное количество новостроек и рядом нет ни одного государственного детского сада (их просто не успели построить). Один сетевой частный детский сад берет в аренду большое здание и открывает свой филиал. Детский сад был рассчитан на 250 детей. Владельцы были уверены, что уже через полгода их садик будет заполнен на 100%, ведь жильцам (молодым работающим семьям) надо куда-то водить своих малышей. Через шесть месяцев детский сад был заполнен только на четверть. Никакие рекламные компании, акции не помогали. Через год этот филиал закрылся, потому что терпел огромные убытки. Руководство так и не поняло, в чем они просчитались. Ответ на этот вопрос такой: жильцам этих новостроек очень был нужен детский сад, но у большинства из них была ипотека, и денег на оплату частного (скорее всего замечательного, но дорогого) детского сада в их бюджете просто не было! Чаще всего они могли позволить себе водить малыша в этот частный детский сад только несколько месяцев, пока ждали путевку в государственный детский садик. Как только появлялось место в государственном учреждении, родители переводили ребенка туда. В данном случае и район вроде был выбран удачно и детей много, а бизнес стал убыточным.
Другой пример: дома бизнес-класса. Собственник детского центра думает: «здесь много обеспеченных людей. Клиенты в очередь выстроятся, ведь рядом нет детских заведений такого типа как у нас. Цены на услуги можно сделать большие, ведь такие клиенты наверняка не привыкли считать мелочь». Нет, привыкли, да еще как! Как раз жильцы элитных ЖК часто торгуются и требуют себе дополнительные скидки. Но главное, что дети, живущие в таком жилом комплексе, просто не нуждаются в услугах детского центра. У них уже все это есть (в элитной школе – иностранные языки, спорт, музыка, дома – няня и гувернантка).
И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов государственные учреждения дополнительного образования детей. Они или бесплатные или там требуется совсем небольшая оплата. Очень многие родители выбирают такие занятия (и из- за цены и из доверия к государственному образованию, да и просто по привычке). В школах и детских садах сейчас тоже много разных секций и кружков. Это удобно родителям – не надо тратить дополнительное время на дорогу с ребенком в студию рисования или танцевальный кружок. В общем, музыкальные, спортивные школы, дома детского творчества – это ваши конкуренты (хоть и не прямые).
А вот если в выбранном вами районе много детских клубов и частных детских садов – это хороший знак. Значит, здесь много клиентов и есть шанс вам тоже их получить! Хорошо также если поблизости есть детская поликлиника, роддом, магазины детских товаров, ведь их посещают ваши будущие клиенты.
Теперь немного о логистике: никто не будет плутать по району в поисках вашего детского центра. Лучше всего, если помещение будет в здании на первой линии улиц. Подъезд к клубу должен быть удобным, особенно для мам с колясками. Если логистика не удобная, это сократит число ваших потенциальных клиентов очень ощутимо.
Составьте портрет вашей целевой аудитории и проверьте, подходит ли выбранное вами место этому портрету. Ваши будущие клиенты – семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ориентируйтесь на них.