Многие родители, стараясь вырастить из своего ребёнка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психическое и психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение,письмо , счёт), что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Даже к 6-7 летнему возрасту далеко не каждый ребёнок готов к формированию учебных навыков.
К моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства приоритетной целью должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие такой готовности у ребенка отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в классе.
Подготовка к школе должна быть нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей. Целью подготовки к обучению в школе является всестороннее развитие детей 5-7 летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой. Подготовка ребенка к школьному обучению рассматривается современной наукой и практикой, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, психологическую, интеллектуальную, и специальная готовность, то есть овладение умениями и навыками школьного типа.
Физическая готовность — это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций , физическая и умственная работоспособность. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения.
Личностная готовность — это определенный уровень произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность — это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) — выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения.
Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.
Действительно, ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, так называемой «внутренней позиции школьника». Это является еще одним критерием готовности дошкольника к школьному обучению.