Вообще, лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, то есть с глиной, воском и пластилином.
Лепка – один из древнейших видов прикладного искусства. Из глины люди лепили посуду и игрушки. Глина служила строительным материалом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писали письма и документы. Но для детского творчества глина сложный материал, гораздо проще, доступнее и удобнее использовать детям пластилин. Сейчас можно приобрести всевозможные виды и сорта пластилина: мягкий, флуоресцентный, ароматический, не пачкающий руки, с блёстками.
Дети любят заниматься лепкой из пластилина, так как работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств – скульптурой, графикой и другими. Пластилин (от итальянского слова «пластина» или от греческого — «лепной») – искусственный пластичный материал для лепки. Делают его из глины, парафина и других веществ, препятствующих высыханию, окрашивают в различные цвета.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь удовлетворяет познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. При работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
-повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;
— развивают воображение, пространственное мышление (умение ориентироваться на листе бумаги), общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук;
-формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
-воспитывают аккуратность;
-лепка из пластилина наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, созидать по законам красоты;
-формируют навыки работы с пластилином, используя знакомые приёмы лепки (скатывание, надавливание, размазывание), развивают интерес к лепке;
-идёт ознакомление с окружающим миром;
-развивают эмоции и фантазию.