Наверное, Вам не раз приходилось наблюдать за тем, как Ваш ребёнок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как же научить малыша не бояться общения с другими детьми? Между прочим, боязнь общения с ровесниками — это совершенно естественная картина: сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов общаться со взрослыми и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Причём сначала в сферу его интереса попадают старшие дети, потом (хотя и не обязательно) те, кто его младше, и только в последнюю очередь ребёнок начинает играть с ровесниками.
Если же ребёнок реагирует на других детей не равнодушием, а именно страхом, нужно разобраться, почему так происходит. Может быть, его действительно кто-то напугал? Постарайтесь выяснить это у самого малыша или у тех взрослых, с которыми он остаётся, когда вас нет рядом. Не вызвана ли тревожность ребёнка вашим стилем общения с ним? Понятно, что когда к малышу относятся слишком строго, подавляют его активность, не разрешают ему бегать, шуметь, то его могут напугать дети, ведущие себя слишком раскованно.
Если дома ребёнка часто ограничивают, критикуют и упрекают, он становится чрезвычайно неуверенным в себе и поэтому пугливым. Так что, прежде всего, поищите причину его робости в своих собственных установках. Причина негативной реакции ребёнка на шумные компании сверстников может крыться и в особенностях его нервной деятельности.
Если ваш малыш родился на свет интровертом, то он действительно будет малообщительным, будет быстро уставать от шума, беготни большого количества детей вокруг. А экстраверты, наоборот, не выносят одиночества и чувствуют себя хорошо только в компании. Интроверсия и экстраверсия — врождённые установки, которые, как и темперамент, нельзя изменить. Но это не означает, что ребёнок-интроверт совершенно не способен к общению. Просто этого общения не должно быть слишком много, и ребёнок должен иметь возможность прекращать его сам тогда, когда чувствует себя «насытившимся». Гуляя с ребёнком на детской площадке, ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы он немедленно влился в бодрый детский коллектив. Пусть играет один в сторонке, но время от времени вы можете обращать его внимание на то, чем заняты другие дети. Можно предложить ему подойти вместе к общей песочнице и просто посмотреть, во что там играют. Ещё лучше — собрать вокруг себя двух-трёх карапузов и затеять с ними какую-нибудь игру, только не слишком шумную. Не заставляйте непременно участвовать в ней и своего малыша, дождитесь, пока он сам присоединится.
Возможно, в течение довольно длительно времени в общении с детьми ваш малыш будет лишь сторонним наблюдателем. Уважайте его особенности и не форсируйте события. Рано или поздно он начнёт играть с другими детьми. А когда подрастёт, вряд ли он станет «душой компании», но зато всегда будет верным и надёжным другом того, кто его пустит в своё личное пространство.